Вы не заметите, когда печи Освенцима зажгут снова - Человек - Культура - Общество <!--if(Общество)-->- Общество<!--endif--> - Каталог статей - наука в Томске, и не только
Вторник, 20.02.2018, 14:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Россия. Наука. XXI век
Форма входа
Меню сайта

Категории раздела
Замечательные люди Томска [32]
Человек - Культура - Общество [821]
Политика, Экономика, Кризис [2608]
Экономика [89]
BraveNewWorld [41]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz




  • Главная » Статьи » Общество » Человек - Культура - Общество

    Вы не заметите, когда печи Освенцима зажгут снова

    Вы не заметите, когда печи Освенцима зажгут снова

    Сергей Худиев
    публицист, богослов
     

    Международный день памяти жертв Холокоста отмечается 27 января. Дата выбрана неслучайно – именно 27 января советские войска освободили Освенцим, знаменитый концлагерь, где нацисты истребили 2,8 миллиона человек, главным образом евреев.

    Кто-то реагировал на эту дату теми или иными мероприятиями, которые должны напомнить о происшедшем тогда, у кого-то это вызвало некоторое раздражение – сколько ж можно, давно все это было, стоит ли постоянно поминать те давние события.

    Опыт, в том числе недавний, показывает, что стоит.

    Потому что, когда прошлое не помнят, его начинают изобретать заново – а это заново изобретенное прошлое становится фундаментом для не слишком привлекательного настоящего.

    Нельзя сказать, что ценности, которыми живет современное человечество, сложились благодаря победе над нацизмом – они, конечно, сложились раньше. Но они укрепились как нечто само собой разумеющееся именно после того, как идеология, которая последовательно отрицала гуманистическое наследие человеческой (и в первую очередь немецкой) культуры, показала, на что она способна – а потом потерпела поражение.

    Фото: Alexander Voronzow/wikipedia.org
     

    Всеобщая декларация прав человека была принята ООН 10 декабря 1948 года под влиянием неслыханных преступлений, которые были еще очень свежи в памяти. Как говорится в преамбуле Декларации, ее писали «принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества».

    Именно отталкивание от варварства нацизма долгое время служило (и служит) предохранителем от возвращения (возможно, в новых формах) подобного же варварства. Поэтому надо внимательно относиться к попыткам этот предохранитель сломать.

    Когда мне говорят о том, что коммунизм равен нацизму, СССР – Третьему Рейху, только у нацистов форма изящнее, я вспоминаю одно слово – «Освенцим».

    Между людьми, которые зажгли печи Освенцима, и людьми, которые их угасили, есть разница.

    Если вы ее не замечаете – вы не заметите, когда печи Освенцима зажгут снова. Идея, что Вторая мировая война, которую мы называем Великой Отечественной, была схваткой двух одинаково чудовищных тоталитарных режимов, не означает какой-то особенно принципиальной нетерпимости к коммунизму. Она означает терпимость к нацизму.

    Если для вас НКВД равно СС, это не значит, что вы сильно не любите НКВД. Можно сильно не любить НКВД – а сравнений таких не делать. Это значит, что для вас СС – это не большее, а в итоге намного меньшее зло, что вас уже не беспокоят марши в честь СС, факельные шествия или лозунги этнической чистоты – в самом деле, кто угодно, лишь бы не НКВД.

    Другая нелепая идея, которая связана с явным незнанием истории, – «Гитлер хотя бы не убивал своих».

    Гитлер, разумеется, преследовал своих сограждан, он с этого начал – политических противников внутри страны, реальных или потенциальных, тех, кто активно выступал против нацизма, или тех, кто хотя бы имел невосторженный образ мыслей. Социал-демократов, католиков, протестантов из «исповедующей церкви», много кого еще.

    Но своих реальных или предполагаемых противников преследует любая тирания, это не было новым.

    Новой была программа так называемой эвтаназии – умерщвления неизлечимо больных и нетрудоспособных сограждан. Новым было тщательное преследование евреев по происхождению, совершенно независимо от их убеждений или поведения.

    Они могли быть коммунистами или антикоммунистами, иудеями, атеистами или христианами, глубоко приверженными своему еврейству – или совершенно ассимилированными, немцами по языку, культуре и самосознанию, космополитами – или пламенными германскими патриотами. Это могли быть даже ветераны Первой мировой войны, проливавшие кровь за Германию, искалеченные на поле боя, увенчанные государственными наградами – все это не имело никакого значения.

    Все эти люди были сначала оклеветаны, потом поражены в правах, потом лишены свободы, потом мучительски убиты. Национал-социалисты предательски убивали своих лояльных и законопослушных сограждан, с их семьями, включая младенцев, по причинам, не имевшим никакого отношения к их поведению – это хорошо известный факт.

    Еще один тезис, который стоит пересмотреть в свете этой истории, – вера в свет с Запада.

    Она тесно связана с верой в прогресс – предполагается, что страны, достигшие большего прогресса в науке, экономике и общем благоустройстве, продвинулись дальше по пути прогресса, и поэтому их надо догонять, подражая им во всех отношениях.

    Что же, иногда нет ничего зазорного в том, чтобы подражать и догонять – но это уместно не всегда. Иногда прогрессивных идей лучше не подхватывать.

    Прогресс не только преодолевает старые формы зла – он порождает новые.

    Идеология нацизма не была придумана какими-то безграмотными громилами, собравшимися за кружкой пива. Это не было внезапной эпидемией безумия. Это было апогеем длительного интеллектуального процесса, который развивался в западном мире в целом.

    Идеи расового превосходства появляются у французских аристократов, которые обосновывали свои привилегии тем, что происходят якобы от германского племени франков, и поэтому имеют природное право владычествовать над простолюдинами кельтского происхождения. Потом они получают мощное развитие в англоязычном мире – в Британии и США, где они очень хорошо ложатся на определенную интерпретацию теории эволюции.

    К началу ХХ века признанные ученые мужи полагают, что человеческие расы находятся на разных ступенях перехода от животного к человеку – чернокожие ближе всего к обезьянам, вполне развившиеся люди – это представители так называемой тевтонской расы, то есть жители Северной Европы, говорящие на языках германской группы, ирландцы стоят в «расовом отношении» ниже англосаксов, итальянцы – еще ниже, славяне – еще.

    Сейчас в это трудно поверить, но в то время все это считалось совершенно научным, снаряжались, например, экспедиции, которые разоряли кладбища австралийских аборигенов, чтобы добыть их черепа и научно продемонстрировать, что коренные австралийцы – это «переходная форма» от неандертальца к современному человеку.

    Научными считались и идеи искусственной селекции человека – евгеника, то есть учение о том, что людей с «хорошей наследственностью» следует поощрять размножаться с «правильными» брачными партнерами, а вот размножение людей с «плохой» наследственностью сдерживать, вплоть до принудительной стерилизации.

    В одних только США были принудительно стерилизованы около 60 000 человек.

    В германском национал-социализме эти идеи достигли своего логического предела и раскрыли весь содержащийся в них потенциал войны и геноцида. Но вызревали они довольно долго в среде наиболее научно, экономически и культурно развитых стран мира.

    В России расовая теория никогда не была популярна в силу нашей относительной отсталости – когда более развитые нации вовсю уже мерили черепа и писали научные труды об опасности расового вырождения, мы еще не дошли до этого этапа развития – а потом и сам Запад оставил его позади.

    Это, может быть, наиболее заметный, но не единственный пример того, что более высокий уровень науки и экономики не обязательно означает более высокий уровень морали.

    Не надо бежать вприпрыжку за передовыми странами и считать все идеи, популярные в них на данный момент, обязательными для подражания. Не исключено, что через одно поколение эти идеи будут восприниматься в тех же странах с ужасом и отвращением.

    А «варварские акты, которые возмущают совесть человечества», стоит помнить, не чтобы предъявлять кому-то претензии (все эти злодеи давно мертвы), а чтобы понимать – так бывает. Цивилизация, хотя бы относительная гуманность, хотя бы какое-то представление о ценности человеческой жизни – все это очень хрупкие вещи. Их надо беречь.

    А к любым попыткам реабилитации нацизма относиться с должной нетерпимостью.

    Категория: Человек - Культура - Общество | Добавил: sci-ru (12.02.2018)
    Просмотров: 37 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:

    Copyright MyCorp © 2018
    Бесплатный хостинг uCoz